Перейти к содержанию
Lexx

Проблема прайвеси в офисах и электронная слежка за сотрудниками компаний

Рекомендуемые сообщения

«Проблема прайвеси в офисах и электронная слежка за сотрудниками компаний»

Семинар Agentura.Ru и Сахаровского центра

25 января, пятница, 19:00

Практически каждый третий работник подозревает своего работодателя в слежке. По данным социологических опросов, 12% работников признают, что у них были неприятности из-за того, что работодатель читал их личную переписку и отслеживал их активность, не связанную с трудовой деятельностью, в Интернете. Какие виды электронного наблюдения используются в современных офисах и где проходит граница допустимого в слежке за сотрудниками?

Участники:

  • Владимир Андриенков, исполнительный директор компании «Трафика», разработчика системы, отслеживающей интернет-активность сотрудников офисов;
  • Глеб Лебедев, директор по исследованиям компании HeadHunter;
  • Юрий Гервис, адвокат;
  • Ирина Бороган, заместитель главного редактора Agentura.ru

Ирина Бороган, заместитель главного редактора Agentura.ru:

Проблема прайвеси появилась именно сейчас, а не 1020 лет назад, потому что только в последнее время необходимые для слежки устройства стали очень дешевыми: в 90-е годы многие системы наблюдения были уже разработаны, но установить электронную слежку или видеонаблюдение многим было попросту не по карману. Устанавливали в основном олигархи, представители бизнеса. Но никому и в голову не могло прийти, чтобы следить таким образом за действиями обычного сотрудника. Сейчас же ситуация в корне изменилась. По данным портала Superjob.ru, в компаниях, где трудятся свыше 5000 человек, то есть в довольно больших компаниях, в 52% случаев работодатели ведут слежку за своими сотрудниками.

И ненамного лучше обстоит ситуация в секторе среднего и малого бизнеса: там каждая третья компания старается устанавливать контроль за корреспонденцией сотрудников, а также видеонаблюдение. При этом очень часто наблюдение устанавливается добровольно, с согласия сотрудника. Человек приходит на работу, и его просят дать пароли от всех его аккаунтов в соцсетях, мессенджерах, чатах. Многие этому даже не сопротивляются: у людей просто нет выбора, поскольку в противном случае работодатель не возьмет на работу.

В соцсетях человек часто сообщает личную информацию, это не LinkedIn, где указывается лишь профессиональная информация. В сети «ВКонтакте», на Facebook мы обычно указываем сведения о семье, детях, о друзьях, об отдыхе, то есть все то, что относится к сфере частной жизни. И получается, что, когда человек отдает работодателю все свои пароли, он передает ему частную тайну.

Неприкосновенность частной жизни гарантирована нам Конституцией, но, поскольку там много всяких примечаний и оговорок, можно легко запутаться. Если человек на работе говорит по служебному телефону, зная, что разговоры записываются, а он сообщает о себе личные данные эта информация относится к частной? Имеет ли право работодатель прослушивать, хранить и распространять полученную информацию? Это непонятно.

Владимир Андриенков, исполнительный директор компании «Трафика», разработчика системы, отслеживающей интернет-активность сотрудников офисов:

Мы как производители систем слежения, конечно, имеем отношение к вопросу о прайвеси и неприкосновенности частной жизни. Но мы лишь создаем устройство, а как оно будет в дальнейшем использоваться не совсем наше дело. Ножом можно резать помидоры, а можно убить соседа. Производители вряд ли виноваты, если их продукцию используют не по назначению.

По моему опыту, компании больше озабочены проблемой безопасности информации, которая для них критически важна: то есть базой данных, своими разработками, коммерческими документами. Так происходит в крупных компаниях. А вот в мелких, действительно, многие директора считают, что они должны знать о своих сотрудниках все. Вообще вопрос защиты информации и слежки за сотрудниками невозможно рассматривать отдельно от той среды, в которой мы живем. Иными словами, невозможно проблему защиты корпоративной информации рассматривать отдельно от проблемы слежки в нашем обществе.

Я не Евгений Касперский, но я вслед за ним приведу расхожее мнение о том, что если вы хотите жить частной жизнью, то поезжайте либо в джунгли, либо в глухую деревушку на Дальнем Востоке или в Сибири. При этом прежде, чем вы туда поедете, спустите в мусоропровод все свои банковские карточки, телефоны, компьютеры и вообще всю аппаратуру, где есть какие-нибудь чипы.

Вопрос о глобальной слежке не так прост, как кажется. Мы живем в некой реальности, в которой человек просвечен рентгеновскими лучами. В Европе практически везде установлены камеры, Google и Apple знают о вас практически все. Ну и большинство людей сами о себе все рассказывают в социальных сетях. То есть они сами о себе сообщают столько информации, сколько ни один сотрудник спецслужб не смог бы собрать за 10 лет работы.

На сегодняшний день признанными специалистами в области так называемой кибербезопасности или глобальной слежки являются США и Израиль. США понятно почему, это страна, где зародился интернет, где развита сфера высоких технологий, где расположена Силиконовая долина. Эти самые технологии, создававшиеся не только для мирных, но и для военных целей, привели к созданию обширных электронных досье, в которых хранится личная информация о каждом человеке. Притом не обязательно проживающего на территории США у них есть база не только на американцев. Что касается Израиля, то там вопрос выживания был настолько важен, что израильтяне просто обязаны были создать хорошие системы слежения и предупреждения противоправных действий, иначе они бы столкнулись с массовым террором.

Юрий Гервис, адвокат:

Почему коммерсанты устраивают слежку за своими сотрудниками? Отчасти это любопытство, но в большей степени защита интеллектуальной собственности и информации. С чем это связано в нашей стране? С отсутствием законодательства, которое ограничивало бы использование инсайдерской информации. Проблема всех работодателей связана с тем, что базы данных, технологические разработки легко копируются, передаются, и вследствие этого создаются параллельные структуры, куда уходят клиенты, клиентские базы.

С точки зрения законодательства, которое у нас сейчас существует, работник по Трудовому кодексу имеет право на то, чтобы те его данные, которые стали известны работодателю, не передавались другим лицам. Вопрос отслеживания рабочей переписки, звонков с рабочего телефона не попадает под ограничения, которые бы гласили, что работодатель не имеет права этого делать. Правового запрета для работодателя нет.

Права любого человека, гражданина четко закреплены за ним в Конституции. И при устройстве на работу он должен понимать, что позволительно ему и что позволительно работодателю. Ни одному работодателю не позволено нарушать тайну личной переписки, вторгаться в личную жизнь своих сотрудников.

Со своей стороны работодатель может потребовать, например, не проводить личных переговоров по служебному телефону, поскольку он имеет право контролировать свое имущество и то, как расходуются в компании денежные средства. Также человек, который устраивается на работу, должен спросить, существует ли список информации, которая может быть отнесена к коммерческой тайне и за разглашение которой есть риск быть привлеченным к уголовной ответственности. А такие случаи встречаются довольно часто.

Глеб Лебедев, директор по исследованиям компании Headhunter:

Вопрос о прайвеси в офисах встает сейчас все чаще, поскольку деятельность различных специалистов тесно связана с интернетом, и, как следствие, работодатели нередко используют информацию, размещенную как в соцсетях, так и не в соцсетях, для того, чтобы составить некий портрет человека перед тем, как взять его на работу. Часто работодатели и после продолжают мониторить человека, в том числе для того, чтобы понять, как сотрудник представляет компанию.

В ходе недавнего исследования, которое проводила наша компания, выяснилось, что:

  • Проблема прайвеси волнует только 30% сотрудников, остальные не заморачиваются по этому поводу или считают, что они работодателям «неинтересны».
  • Чем выше доход сотрудника, тем чаще он думает, что за ним следят. Это понятно – как правило, чем выше доход, тем больше ответственности и больше вероятности нанести вред собственной компании.
  • У 12% работников были неприятности в связи с тем, что работодатель отслеживал их действия личного характера. Какие конкретно действия? В первую очередь две вещи: человек либо «светился» на сайтах по поиску работы, либо тратил рабочее время на беседы с друзьями.
  • Почему руководители больших компаний озабочены тем, чем занимаются сотрудники? Это прежде всего связано с тем, что большие компании – это конвейер, и каждый сотрудник должен представить некий результат. То есть у каждого работника есть свои функции, которые он должен выполнить в течение месяца. Директор средней компании часто не думает о подобных вещах, потому что средняя компания еще не машина для создания денег. Здесь оценивают по личным ощущениям: Вася сработал хорошо в этом месяце, а вот у Степана Ивановича все не очень.
  • Какие меры в отношении сотрудника принимает работодатель после проведения слежки? Обычно все ограничивается личной беседой. Уволили, сделали официальный выговор, не заплатили премию – такие варианты тоже встречаются, но гораздо реже. Кроме того, 10% опрошенных сказали, что никаких последствий вообще не было. Как правило, работодатели не стремятся уволить или наказать сотрудника рублем: чаще всего это беседы с целью вернуть человека в рабочий процесс.
  • Вообще большинство респондентов считают: для того, чтобы не создавать неприятных ситуаций, на работе надо работать, а не заниматься личными делами. 20% опрошенных сказали, что им даже приятна слежка. И более половины (около 60%) тех, кто считает, что отслеживание личных действий на работе – это нормальная ситуация. Таким образом, лишь малая доля сотрудников негативно реагирует на отслеживание их действий со стороны работодателей.

Agentura.Ru 31.01.2013

http://www.agentura....ontrol/?print=Y

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Бывает, бывает... )))

Андрей, спасибо, прочитал с интересом !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Маленькая справочка:

-----------------------------

Прайвеси – (англ. privacy-тайна, уединение, частная жизнь)-особая правовая категория в англо-американской правовой системе, означающая тайну и неприкосновенность частной жизни, интимную сферу человека. Термин "privacy" не имеет аналогов в русском языке. Он может означать в одних случаях частную жизнь, в других-право на частную жизнь, в третьих-право на защиту неприкосновенности частной жизни и т.д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Интересно сказал Владимир Андриенков:

"... если вы хотите жить частной жизнью, то поезжайте либо в джунгли, либо в глухую деревушку на Дальнем Востоке или в Сибири. При этом прежде, чем вы туда поедете, спустите в мусоропровод все свои банковские карточки, телефоны, компьютеры и вообще всю аппаратуру, где есть какие-нибудь чипы". :secret:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...