Перейти к содержанию
Авторизация  
Сталкер

Семь самых выдающихся советских летчиков-асов

Рекомендуемые сообщения

5642004.jpg

 

19 августа 1944 года известнейшему летчику-асу, полковнику Александру Покрышкину была вручена третья медаль Золотая Звезда, и он стал первым в истории страны трижды Героем Советского Союза. Награда была полностью заслуженной. 
 
Свою войну лейтенант Покрышкин начал в июне 41-го и начал, надо сказать, с инцидента – сбил советский самолет Су-2. Тогда машина только стала поступать в части, и мало кто из пилотов был с ней знаком. Повстречав самолет в небе Молдавии, Покрышкин подумал, что он – фашистский и сбил «Сушку». Уже на следующий день Александр Иванович реабилитировался – на его счет был записан первый Мессершмит-109, а сколько их еще будет… 
 
Сначала Александр Покрышкин летал на МиГах, позже на американской «Аэрокобре», 
поставленной по ленд-лизу, на ней он и одержал большинство своих воздушных побед. 
Быстро рос в званиях, летом 1944 года возглавил 9-ю гвардейскую авиадивизию.  
 
Официально Александр Покрышкин сбил 59 самолетов противника лично и 6 - в группе, еще 15 официальных побед, одержанных в 1941 году, не вошли в его счет – во время бомбежки сгорели наградные документы в штабе авиаполка. Парад Победы прославленный летчик встретил в Берлине – он был почетным знаменосцем 1-го Украинского фронта. После войны Александр Иванович остался в армии и дошел до звания Маршал авиации.
 
Мы вспомнили еще несколько известнейших советских летчиков-асов и готовы рассказать про них. 
 
Самый результативный Иван Кожедуб
697343.jpg
 
Наиболее результативный летчик-ас всех сил союзников во Второй мировой войне 
родился в 1920  году в селе Ображиевка Черниговской губернии в семье крестьянина. 
С детства Ивана "тянуло к небу": сначала он занимался в местном аэроклубе, а в возрасте 20 лет вступил в ряды Красной Армии. В том же 1940 году закончил знаменитую Чугуевскую 
авиашколу и остался в ней в качестве инструктора.  

В грозном фронтовом небе самолет Кожедуба появился только в 1943 году. Первый бой едва не стал последним – меткой очередью Мессершмит-109 вывел из строя Ла-5 нашего героя. Иван чудом посадил самолет, но вынужден был летать на чем придется,  на любых свободных самолетах в эскадрилье.  Его даже хотели отправить на службу не связанную с полетами – командир полка заступился. И не прогадал.

На Курской дуге, совершая 40-й боевой вылет Кожедуб сбил свой первый официально подтвержденный самолет – фашистский бомбардировщик «Юнкерс». Назавтра еще один «бомбер», дымя, рухнул на землю под очередями Ивана. Почувствовав вкус к победе, через день летчик «приземлил» сразу два немецких истребителя.

Всю свою боевую карьеру Кожедуб воевал на отечественных самолетах конструкции Лавочкина - сначала на Ла-5, затем на Ла-7. Первый, кстати, был построен на деньги колхозника-пчеловода из Сталинградской области, вот такие нищие там были колхозники. 
 
Всего Трижды Герой Советского Союза Кожедуб сбил 62 немецких самолета, последний
– 17 апреля 1945 года под Берлином. В 1985 году Кожедубу было присвоено звание  
Маршала авиации. 
 
Белая Лилия Сталинграда: Лидия Литвяк
 
С 14 лет москвичка Лидия Литвяк занималась в аэроклубе, там совершила свой первый 
полет, а после окончания Херсонской авиашколы стала летчиком-инструктором. В 1942 
году девушку с такими многообещающими данными призвали в армию и зачислили в 
один из многочисленных истребительных полков. Отличался 586 ИАП только одним – это был целиком женский авиаполк.
697344.jpg
Дальше судьба Лидии Владимировны целиком связана со Сталинградом. В не бывало тяжелой борьбе в небе над городом она не только выжила, она побеждала. 13 сентября во втором боевом вылете сбила истребитель и бомбардировщик, причем одним из сбитых летчиков оказался известный немецкий воздушный ас. Затем снова победа – сбит бомбардировщик Ю-88. Лидия попросила нарисовать на капоте своего самолета нестандартный опознавательный знак - белую лилию, из-за чего в войсках, как советских, так и немецких, получила прозвище «Белая Лилия Сталинграда». 
 
В небе ей необыкновенно везло. 11 февраля 1943 года ее самолет был сбит, она совершила вынужденную посадку на немецкой территории. Фашисты уже было попытались захватить ее в плен. Выручил знакомый летчик-штурмовик: огнем бортовых пулеметов он отогнал немецких солдат, приземлился на поле и спас Лидию. 
 
Война – вещь жестокая, но и там находится время для любви. Именно на фронте Лидия познакомилась с Героем Советского Союза Алексеем Соломатиным. 21 мая 1943 года Алексей был тяжело ранен в воздушном бою, довел свой самолет до аэродрома, но приземлиться уже не сумел – разбился на глазах сослуживцев и любимой. С тех пор «Белая Лилия Сталинграда» не знала покоя, она ввязывалась в самые яростные схватки то ли, чтобы отомстить, то ли, чтобы погибнуть. Смерть нашла 21-летнюю Лидию Литвяк 1 августа 1943 года, над рекой Миус. К тому времени на счету Лидии было 16 сбитых вражеских самолетов – 12 лично и 4 в группе.  
 
Его забраковали в 41-м. Григорий Речкалов 
 
Этот человек уникален. Сама судьба сделала его грозой воздушных просторов, а люди,
люди препятствовали, как могли.
697345.jpg
Григорий Речкалов закончил авиашколу еще в 1939 году, и накануне войны его полк располагался в Молдавии. Войны Речкалов мог так и не увидеть, в прямом и переносном смысле. 21 июня 1941 года военная врачебная комиссия «забраковала» этого перспективного военлета - эскулапы все же обнаружили у Григория Речкалова тщательно скрываемый дальтонизм. Командование же поступило мудро – какая разница, какого цвета фашистский самолет? Свастику от звезды отличить можно и без этого, а уж форму и обводы фюзеляжа у советских и немецких самолетов – и подавно.

Григорий оправдал доверие – в первую неделю войны он сбил сразу три вражеских самолета, был ранен, но привел свою машину на аэродром. Его отправили в тыл осваивать новую марку самолета, но в апреле 1942 года двадцатидвухлетнему Григорию это надоело, и он сбежал обратно в свой полк, на фронт.

Звездным часом истребителя Речкалова стала знаменитая воздушная битва за Кубань, разыгравшаяся весной 1943 года. За 14 дней он записал на свой счет 19 сбитых самолетов. Дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов прошел всю войну, летал в небе Украины, Польши, Германии, сбив 61 самолет противника. Еще 4 самолета сбитые в 41-м году не были подтверждены: документы сгорели во время бомбежки штаба (вместе с документами Покрышкина, который был однополчанином Речкалова).
 
После войны Григорий Речкалов вышел в запас в звании генерал-лейтенанта. 
 
Он не увидел Победы.  Александр Клубов
697346.jpg
Сын матроса с «Авроры» Александр Клубов с детства мечтал о карьере летчика, окончил военно-воздушное училище и к началу войны служил на Кавказе. Первый бой младший 
лейтенант Клубов принял 28 июля 1941 году, и сразу сбил фашистского стервятника - 
почин немалый по тем временам. Дальше – больше. Вскоре за Александром закрепилась слава истребителя-аса. 
 
В мае 1943 года Александр Клубов был направлен в эскадрилью Героя Советского 
Союза Александра Покрышкина. Вскоре они стали друзьями. Покрышкин так отзывался 
об Александре Ивановиче: «В Клубове жила душа истребителя. Меня радовала его манера драться, он всегда искал боя». Боевой счет Александра Клубова впечатляет – 31 немецкий самолет летчик сбил лично и 19 - в группе.
 
До Победы Герой Советского Союза Александр Клубов не дожил, он погиб. И не в бою,
а из-за несчастного случая. 1 ноября 1944 года был тренировочный полет на малоизвестном Александру типе самолета. При заходе на посадку машина скапотировала. Спасти героя не удалось. Посмертно он был награжден второй медалью «Золотая Звезда». 
 
"Расстреливайте сейчас!" Арсений Ворожейкин 
 
Будущий герой Халхин-Гола и Великой Отечественной Арсений Ворожейкин родился в 
1912 году в Городецком уезде Нижегородской губернии. Летом 1939 года 22 авиационный полк вместе с его комиссаром Ворожейкиным был отправлен в далекую Монголию на реку Халхин-Гол. Там пограничный конфликт перерос в настоящую войну между японцами с одной стороны, монгольскими и советским войсками - с другой.
697347.jpg
Накал воздушных боев был жесток – в некоторые периоды в небе над небольшим участком 
конфликта поднималось до 200 самолетов с обеих сторон. Кампания оказалась скоротечной – июль-август 1939-го, но за это время Ворожейкин сбил 6 японских самолетов, и едва не был расстрелян. Произошло это вот как. Только прибывший новый командующий Георгий Жуков остался недоволен ходом боев и начал, что называется, «заворачивать гайки».

Угораздило и Арсения Васильевича попасть под горячую руку. Летел он с задания в сумерках и увидел пылящую по дороге колонну. Своя, чужая - не разобрать, подлететь поближе – топливо на исходе. Сел Ворожейкин и доложил, что видел. Вызвали Арсения Васильевича к Георгию Константиновичу, а тот ему с ходу и в лоб: "Если колонна наша, не вражеская, то за введение в заблуждение командования мы вас расстреляем". Не таковский человек был Арсений Ворожейкин, чтоб такую несправедливость стерпеть. Подтянулся, гимнастерку оправил, мол, если такая песня-пляска пошла, чего тянуть-то, расстреливайте сейчас. Жуков хмыкнул и в знак одобрения (настоящий мужик, мол) угостил Ворожейкина коньяком.  А наутро выяснилось, что это были японцы и вышла летчику награда. То голову с плеч, то пляши изба и печь.
 
В Великой Отечественной наш герой участвовал с августа 1942 года и до самого конца.
 
Всего на счету Ворожейкина 52 лично сбитых самолета противника и 6 самолетов сбито в группе, став пятым по результативности советским летчиком-истребителем. 
 
Жизнь и судьба: Амет-Хан Султан
 
Вокруг судьбы этого замечательного летчика до сих пор ходит много слухов и 
инсинуаций. Все дело в том, что отец Амет-хана был лакцем, а вот мать – крымской татаркой. Как известно среди большинства представителей этой нации антирусские 
настроения были крайне сильны, и очень многие после оккупации Крыма пошли служить 
немцам. Амет-хан был не таков, он честно сражался за свою страну.
697348.jpg
Первый вылет младший лейтенант совершил уже 22 июня 1941 года на устаревшем И-153. Осенью 1941 года летчик прикрывает небо Ростова-на-Дону, а с весны 1942 – Ярославля. Там произошел интересный случай. Амет-Хан таранил вражеский бомбардировщик, но 
самолет нашего героя просто застрял в «Юнкерсе». Амет-хан не растерялся, выпрыгнул с
парашютом. Вскоре «Юнкерс» красовался на главной площади Ярославля для всеобщего обозрения, там же при большом стечении народа власти города вручили храброму истребителю именные часы. 
 
Дальше фронтовой путь прославленного летчика пролегал на Юге, он участвовал в 
освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя, родного Крыма. После освобождения 
полуострова началась депортация крымских татар. Семью летчика, дважды Героя 
Советского Союза пощадили – особым Указом Верховного Совета им разрешили остаться в Крыму, но и после войны приезжая в родные места летчик вынужден был отмечаться в местном Алупкинском отделении милиции.

Последний бой Амет-хан принял в небе над Берлином, войну закончил со счетом 30 лично и 19 в группе сбитых самолетов противника. Вскоре известный ас перебрался в Москву, стал летчиком-испытателем, ему принадлежит огромная заслуга во внедрении в отечественную авиацию реактивных самолетов. 
 
Однажды командование ВВС решило, что летчики-испытатели получают слишком 
завышенные оклады. А чтобы пилоты не роптали, «попросили» их написать о своём 
согласии значительно снизить ставки. Амет-Хан написал, как и его товарищи, о 
своём согласии, но сделал приписку: «Вот только жена категорически против». 
 
Сталин проявлял постоянный интерес к тому, как идёт создание новейших видов 
истребителей. Когда он увидел расписку знаменитого лётчика-испытателя, наложил
свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для лётчиков-
испытателей оставили прежними.
 
Полковник Амет-хан Султан погиб в 1971 во время испытаний нового самолета. Ему был 51 год. 
 
29-летний генерал Павел Рычагов
 
Карьера улыбалась Павлу Васильевичу. Родился он в 1911 году в Подмосковье. В возрасте 25 лет военный летчик Рычагов был направлен в Испанию, где шла Гражданская война. Небо там было неспокойным – немцы, поддерживающие Франко прислали в Испанию отборных летчиков – Легион «Кондор». Советские добровольцы, воевавшие на стороне республиканского правительства, не ударили в грязь лицом и, что называется, задали немцам жару. За небольшой промежуток времени отличился и Рычагов – он сбил шесть вражеских самолетов лично и 14 в группе. Под новый год 31 декабря 1936 Павлу Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. 
697349.jpg
С декабря 1937 года – новое назначение, опять на фронт, в Китай. На этот раз Рычагова – старшим военным советником по использованию советской авиации. При правительстве Чан Кай Ши, который в это время вел тяжелую войну с японцами. Затем перебросили командовать Приморской группой ВВС. И опять война – конфликт у озера Хасан. Рычагов проявил себя решительным и волевым командиром, способным организовать боевые действия крупных соединений авиации на удаленном театре и руководить их массированным применением на поле боя. 
 
В 1939-1940 молодой «ветеран» командует военно-воздушными силами 9-й армии в Финской войне. В августе 1940 в возрасте 29 лет генерал-лейтенант Рычагов становится командующим ВВС страны. Такой карьерный взлет не прошел даром - многого товарищ не знал, многому предстояло научиться, а впереди – великая война. В апреле 1941 года Рычагова сняли с должности и послали доучиваться в Военную академию Генштаба. 
 
Великая Отечественная стала концом карьеры Павла Рычагова. Еще при нем наша 
авиация была перебазирована ближе к границе и 22 июня погибла почти вся под первым ударом немцев. 24 июня 1941 года Рычагов был арестован и 28 октября 1941 года вместе со многими другими авиационными генералами расстрелян без суда в поселке Барбыш Куйбышевской области.
 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×