Перейти к содержанию
Авторизация  
Lexx

Утечка информации: Причины и Последствия

Рекомендуемые сообщения

УТЕЧКА ИНФОРМАЦИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Совсем недавно в информационно-правовых базах появилось небезинтересное сообщение Роспотребнадзора под громким заголовком "Чего стоит раскрытие "Тайны". Поводом послужили случаи появления текстов сообщений абонентов услуг подвижной связи в открытом доступе. Что в такой ситуации могут предпринять абоненты и какие санкции ожидают оператора, допустившего утечку информации? Какую позицию в этом вопросе занимает Роспотребнадзор? Что еще нужно знать операторам связи о защите переписки абонентов и информации о них? Расскажем обо всем понемногу и по порядку.

Задаем вводную

Переписка посредством электронных текстовых сообщений используется сегодня повсеместно - начиная с различных интернет-ресурсов, электронной почты, прикладных программ и заканчивая мобильными телефонами, посредством которых осуществляются отправка и получение коротких смс-сообщений. Последние можно отправлять не только с телефона, но и с других мобильных устройств, а также через сайт оператора. Как показала практика, не всегда отправка сообщений контролируется оператором, а информация надежно защищена от утечки. Уже возникло несколько инцидентов, которые грозят сотовым операторам потерей репутации, финансовыми убытками и даже уголовным преследованием. Какие же нормы нарушил оператор, допустивший появление смс-сообщений в открытом доступе - в Интернете?

Авторитетное мнение чиновников

Правовую основу отношений между исполнителем (оператором связи) и потребителями (абонентами) услуг подвижной связи составляют положения двух нормативных актов: Закона о связи и Закона о защите прав потребителей. Их дополняют Правила оказания услуг подвижной связи <1> (далее - Правила), регламентирующие порядок оказания услуг связи, права и обязанности операторов и пользователей услугами связи, форму и порядок расчетов за оказанные услуги, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей, ответственность сторон.

--------------------------------

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328.

Применительно к рассматриваемой ситуации п. 4 Правил императивно обязал оператора связи обеспечить соблюдение права абонентов на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами). Ответственность оператора связи за нарушение данного требования возникает в силу положений п. 56 Правил и договора об оказании услуг подвижной связи. В частности, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору оператор связи несет имущественную ответственность, в том числе по требованию абонента возмещает причиненные убытки, а также моральный вред.

К сведению. За нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб. либо обязательных (исправительных) работ (сроком до года). То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, наказывается штрафом в сумме от 120 тыс. до 300 тыс. руб., либо обязательными работами, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет (ст. 138 УК РФ).

Правовым основанием для предъявления требований о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, являются положения ст. ст. 13 - 15 Закона о защите прав потребителей и ст. ст. 1095 - 1098 ГК РФ. Абонент также вправе подать иск о возмещении морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения оператором связи его прав, предусмотренных законами и правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Размер компенсации морального вреда определяется судом вне зависимости от суммы возмещенного имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Но прежде чем обращаться в суд, абоненту следует соблюсти досудебный порядок урегулирования разногласий сторон договора оказания услуг связи.

Жалобы и претензии абоненту необходимо направить в адрес оператора связи для разрешения в досудебном порядке (п. п. 49 - 55 Правил). В частности, претензии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных договором, предъявляются в течение шести месяцев с даты оказания услуги подвижной связи. При подаче претензии следует представить копию договора, а также документы, в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.

Если говорить об утечке смс-сообщений и нарушении тайны переписки, то подтверждающими документами могут быть любые распечатки конфиденциальной информации с интернет-ресурсов и других адресов открытого доступа. Что же касается возмещения ущерба, абоненту нужно не только подтвердить факт его нанесения, но и объективно и достоверно его оценить, что весьма непросто, ведь переписка, как правило, носит личный характер и прямо не затрагивает "коммерческие" интересы отправителей (получателей) текстовых сообщений. Но не стоит сбрасывать со счетов другие интересы абонентов, разглашение информации по которым может привести к негативным для них последствиям, поэтому операторам связи нужно быть готовыми к любым претензиям абонентов.

Чиновники напоминают, что направленная в адрес оператора связи претензия рассматривается в срок, не превышающий 60 дней с даты ее регистрации. О результатах рассмотрения абоненту сообщается в письменной форме. Если оператор признает требования абонента обоснованными, то он обязан их удовлетворить в 10-дневный срок с даты предъявления претензии. Игнорировать претензию не стоит, какой бы необоснованной она ни была, ответ абоненту следует дать в любом случае. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки абонент имеет право подать иск в суд.

Иски о защите прав потребителей по выбору истца могут быть предъявлены в суд по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца-потребителя либо заключения или исполнения договора. Если иск к организации связан с деятельностью ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. В случае если жалоба будет подана абонентом еще и в Роспотребнадзор или его территориальный орган (по месту рассмотрения иска), они не останутся в стороне. Данные органы могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в него по своей инициативе либо по инициативе лиц, участвующих в деле (в том числе потребителя), для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя.

На заметку. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ).

Что происходит на практике?

Согласитесь, появление текстовых сообщений абонентов сотовой связи в открытом доступе - это неординарное событие, которое может перерасти из неприятного инцидента в скандальное разбирательство. Помимо абонентов, тайна переписки которых нарушена, и Роспотребнадзора иск оператору подвижной связи могут предъявить представители Союза потребителей России, а также Роскомнадзор. Отраслевое ведомство вправе направить оператору официальный запрос с требованием объяснить причины попадания текстов смс-сообщений в открытый доступ, а также представить сведения о мерах, принимаемых для обеспечения конфиденциальности и безопасности информации абонентов. Но даже в случае принятия оператором всех мер по обеспечению безопасности (в разумных пределах при эксплуатации сети связи) он полностью не гарантирует тайну связи. Потому ст. 63 Закона о связи допускает, что иногда эта тайна может быть нарушена, вопрос только в том, на каких основаниях: правомерных или противоправных. Открытый доступ к переписке абонентов - это противоправное нарушение в соответствии с Законом о связи, за что виновные могут ответить по всей строгости действующего законодательства.

Связана ли переписка с персональными данными?

Положительный ответ на этот вопрос вряд ли обрадует операторов связи, которым за утечку смс-сообщений придется отвечать не только как за нарушение тайны переписки, но и как за разглашение персональных данных абонентов. На первый взгляд может показаться, что если информация, оказавшаяся в публичном доступе, не раскрывает фамилии, имени, отчества и номера телефона клиента, который отправлял сообщение, она не является персональной. Но не стоит торопиться с выводами.

Обратимся к первоисточнику - Закону о персональных данных <2>. В нем приведено понятие охраняемых законом персональных данных - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Ранее в Законе давалась небольшая расшифровка понятия персональной информации. Было указано, что она включает в том числе фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и имущественное положение, образование, профессию, доходы и другие сведения. Сейчас такого перечня в Законе о персональных данных нет, что расширяет поле информации, которая может считаться персональными данными.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ.

Переписка абонентов напрямую не идентифицирует их как субъектов персональных данных. Напомним, согласно Закону о связи к сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оборудование, сведения о его соединениях, трафике и платежах. В переписке абонентов, как правило, таких данных нет, но нет и гарантии, что по косвенным признакам нельзя будет "вычислить" автора или получателя смс-сообщений. Если текст переписки позволяет это сделать (прямо или косвенно), то сообщения могут быть отнесены к персональной информации абонентов, за разглашение которой оператору связи придется отвечать как за нарушение Закона о персональных данных.

Напомним, ст. 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). При этом оператор связи не освобождается от возмещения имущественного и морального вреда, причиненного разглашением информации о субъекте персональных данных.

Стоит упомянуть и уголовную ответственность, предусмотренную ст. 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни" УК РФ. Незаконное распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб., либо исправительными работами на срок до года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Те же деяния, совершенные с использованием служебного положения, увеличивают размер штрафов и сроки наказания виновного. Переписка абонентов порой связана с их личными или семейными тайнами, поэтому ее разглашение при наличии умысла вполне может являться основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. Но это, конечно, крайний случай, на начальном этапе уполномоченные органы (антимонопольная служба) вынесут предписание об устранении допущенного нарушения и, возможно, наложат административный штраф.

* * *

Появление переписки абонентов в открытом доступе, безусловно, неприятная для всех ситуация. И дело даже не в штрафах и возмещении убытков, хотя они могут быть ощутимыми, а в том, что страдает репутация оператора, который, как показывает практика, не всегда может гарантировать тайну связи и безопасность персональной информации. Если утечка информации произошла, то оператору нужно принять все меры для того, чтобы закрыть доступ к переписке абонентов, и не допускать этого в дальнейшем. А то, что случилось, уже не изменишь, поэтому оператору следует по возможности удовлетворить претензии и жалобы пострадавших от утечки информации, в противном случае придется готовиться к малоприятным судебным разбирательствам.

С.В.Булаев

Редактор журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подписано в печать

12.09.2011

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×