Перейти к содержанию
Авторизация  
Lexx

Опыт борьбы зарубежных негосударственных служб с организованной преступностью

Рекомендуемые сообщения

Преступность - угроза России

Обозреватель - Observer

Опыт борьбы зарубежных негосударственных служб

с организованной преступностью

Опыт борьбы зарубежных негосударственных служб с организованной преступностью

В последние годы ведущие страны мира в вопросах обеспечения правопорядка и безопасности все более ориентируются не только на государственные спецорганы, но и на частные сыскные бюро и охранные агентства, привлекаемые к следственно-розыскной деятельности, исследованию различных аспектов в борьбе с правонарушениями.

Частный сектор все активнее подключается к правоохранительной деятельности. Это объясняется в ряде случаев недостаточной подготовкой сотрудников спецслужб и полиции для решения некоторых специфических задач на должном профессиональном уровне.

В США вопросы регистрации частных сыскных и охранных фирм отнесены к юрисдикции штатов. В 35 штатах действуют законы, непосредственно касающиеся частных сыскных бюро.

Главное условие их деятельности -регистрация и получение лицензий, которые выдают специально определенные в законе органы исполнительной власти штата, либо ее официальные представители. При этом гражданство США - обязательное требование в 16 штатах. В 22 штатах США для регистрации в качестве частного охранника или детектива необходимы характеристика, рекомендательное письмо.

Лицензия выдается, как правило, на срок от 1 до 2 лет. По Закону Маккина (штат Нью-Йорк), частным сыском могут заниматься как отдельные лица, так и группы лиц, объединенные в бюро и фирмы. Предварительно эти лица должны получить разрешение на проведение следственной, охранной, патрульной, сыскной деятельности в аппарате губернатора штата.

Согласно параграфу 72 данного закона лицо, намеренное заниматься частным сыском, должно представить в аппарат губернатора штата подробную анкету, в которой указываются: полные установочные данные, место жительства за последние три года, предыдущие и настоящее места работы. К анкете должны быть приложены фотографии и два комплекта отпечатков пальцев. Необходимо, чтобы хотя бы один сотрудник вновь создаваемого сыскного (охранного) бюро имел по крайней мере трехлетний стаж работы в полицейских, следственных или аналогичных органах.

В анкетах обязательно указываются сведения о прошлой жизни и деятельности кандидата, состоянии здоровья, документы об образовании, а также требуются отзывы или рекомендации с предыдущих мест работы. В тех штатах, где это разрешено законом, проводятся испытания кандидатов с помощью детектора лжи. Во всех фирмах осуществляется обязательное психологическое тестирование способностей кандидата работать в сложных условиях.

Частные службы безопасности охотно берут на работу бывших полицейских, сотрудников ФБР и ЦРУ, уволенных без взысканий, а также бывших военнослужащих, особенно проходивших службу в разведке, спецвойсках, воздушно-десантных войсках, морской пехоте.

Растущие потребности частных служб безопасности в кадрах, имеющих специальную подготовку, привели к тому, что некоторые американские колледжи и университеты ввели в свои программы курсы обучения по различным проблемам обеспечения безопасности.

В соответствии с законом частные охранники, детективы, следователи в США не имеют права применять такие используемые официальными правоохранительными органами меры, как обыск на дому, личный обыск, арест. Им, однако, разрешено задержание лиц, заподозренных в совершении преступления, для передачи в полицию.

Деятельность бюро частного сыска оценивается по следующим параметрам: число выявленных краж, совершенных сотрудниками конкретного предприятия, фирмы, учреждения; анализ отношения служащих к подобным преступлениям; число раскрытых преступлений; количество случаев пресечения преступных посягательств.

Характерно, что о таких преступлениях, как поджоги, взрывы, нападения, разбои, взломы управляющие фирм и банков в основном информируют полицию. Когда, однако, речь идет о так называемых "экономических преступлениях", руководители фирм предпочитают не обращаться в государственные правоохранительные органы - полицию или прокуратуру.

Кроме того, довольно значительная часть предпринимателей обращается не в полицию, а к услугам частных агентств, по поводу расследования следующих правонарушений: акты вандализма, хищения товаров и грузов, взяточничество и мошенничество, подделка кредитных карточек и страховых полисов, кражи, совершенные служащими фирмы, компьютерные преступления, случаи злоупотребления наркотиками.

Основная причина отказа компаний от вмешательства полиции заключается в масштабах совершенного преступлениях, незначительном размере понесенного ущерба, отсутствии необходимых доказательств, больших затратах на судебное разбирательство, длительности сроков расследования, несовершенстве законодательства. В некоторых же случаях полицию не ставят в известность во избежание огласки, последствия которой могут нанести больший вред, нежели само преступление.

В Канаде деятельность частных сыскных бюро регулируется специальными актами, входящими составными частями в законодательство провинций. Каждая провинция, исходя из местных условий, разрабатывает и принимает свои акты, в которых оговариваются условия создания и деятельности частных бюро. Общим и обязательным условием для всех актов является порядок регистрации и получения разрешения на частную сыскную деятельность на территории провинции.

К основным направлениям деятельности частных сыскных (охранных) агентств в провинции Онтарио (Канада) относятся: охрана отдельных граждан с помощью телохранителей; охрана посольств и иностранных представительств; подвижное патрулирование; борьба с мелкими кражами в магазинах; проведение расследований; наружное наблюдение; борьба с мошенничеством; теле- и видеонаблюдение; установка и обслуживание электронных систем охранной сигнализации.

Предоставление услуг клиентам частные сыскные бюро Канады осуществляют на конфиденциальной основе.

В Великобритании создано множество частных фирм, специализирующихся на производстве систем охранной сигнализации. Кроме того, многие из подобных фирм отвечают за охрану собственности частных промышленных предприятий и поддержание правопорядка в границах занимаемой ими территории. В ряде случаев формирования частных компаний тесно взаимодействуют с подразделениями местной и общенациональной полиции, несущими главную ответственность за поддержание общественного порядка и соблюдение законности в стране.

Кроме того, в Великобритании в настоящее время функционирует значительное число частных сыскных агентств, услугами которых пользуются как отдельные граждане, так и промышленные компании. К Крупнейшим из них относятся: Argen, Kroll Associates Control Risks, Derby Associates-Security Consultants, Private and Commercial Investigations, Nationwide.

В стране отсутствуют какие-либо законоположения или правительственные предписания, требующие" обязательной регистрации частных детективов. Из 2 тысяч детективов лишь 300 зарегистрированы как члены Института профессиональных следователей, расположенного в г.Блэкберн.

В настоящее время правительство считает необходимым ввести регистрацию с обязательной спецпроверкой детективов полицией. Это обосновывается тем, что нигде не зарегистрированный частный детектив без всякой лицензии может по собственному усмотрению пользоваться довольно широким арсеналом оперативной техники и криминалистических средств, услугами экспертов по дактилоскопии, следить за любым лицом, фотографировать его на улице, рабочем месте, в иных общественных местах.

В последние годы в Великобритании к кругу проблем уголовного расследования, решаемых силами частных агентов, относятся в первую очередь расследования преступлений, связанных с компьютерными системами.

К числу наиболее перспективных направлений работы частных сыскных агентств относятся: обеспечение безопасности служебных и частных помещений; выявление подслушивающих устройств; личная охрана клиентов, в том числе иностранных граждан.

Во Франции деятельность частных сыскных бюро регулируется Законом N 891 от 28 сентября 1942 г. с последующими поправками. Бывшие служащие полиции Франции могут стать владельцами частных детективных бюро только с письменного разрешения министра внутренних дел.

Согласно Закону N 80-1058 от 23 декабря 1980 г. всякое нарушение упомянутых выше положений Закона N 891 "карается наказанием в виде тюремного заключения сроком от 1 до 3 лет и штрафом от 6 до 40 тыс. франков". Такому же наказанию подлежит руководитель бюро, если он прибегает к услугам частных агентов, которые не удовлетворяют требованиям закона.

В ФРГ частное сыскное бюро должно быть зарегистрировано как "учреждение, занимающееся ремеслом (промыслом) ", так как при этом "преследуется цель заработать деньги", и должно исполнять все законоположения и постановления, касающиеся учреждений подобного рода. Для учредителя не требуется специального образования или соответствующего опыта работы. Необходимым условием учреждения бюро является наличие минимального капитала в 50 тыс. марок ФРГ.

Частные службы безопасности в ФРГ делятся на две группы: агентства, занимающиеся предоставлением фирмам и госучреждениям услуг по обеспечению безопасности объектов и лиц, подлежащих физической охране; подразделения заводской охраны, создаваемые самими фирмами и учреждениями.

Согласно федеральному Закону о частных предприятиях (параграф 34 а), для открытия частной службы безопасности требуется специальное разрешение властей, как и на заключение контрактов с заказчиком: ведомством, предприятием, фирмой. В разрешении может быть отказано, если частная служба не обеспечивает необходимой безопасности или не имеет для этого достаточных финансовых, технических, иных возможностей.

Конкретные критерии "надежности безопасности" изложены в соответствующих постановлениях и директивах правительств отдельных земель. Директивами и инструкциями федерального министра регулируются вопросы контроля за деятельностью частных служб безопасности, их оснащением оружием и спецтехникой, сохранением ими служебных и фирменных секретов охраняемых предприятий.

Широкое привлечение частных служб безопасности для охраны режимных объектов, рост численности подразделений заводской охраны на предприятиях и фирмах, способных конкурировать с полицией, вынуждают Министерство внутренних дел ФРГ постоянно заниматься вопросами определения и уточнения задач, которые они решают, чтобы не допустить их превращения в бесконтрольную "частную полицию".

В Италии введение в 1989 году нового уголовно-процессуального кодекса практически легализовало деятельность частных сыскных бюро, сделав их полноправными участниками судебного процесса, которые могут давать консультации и оказывать помощь защите в ходе сбора доказательств в пользу обвиняемого.

Несмотря на это, сами частные детективы считают, что их положение остается двусмысленным, поскольку до настоящего времени в Италии нет закона, регулирующего деятельность частных сыскных бюро (итальянским парламентом уже отклонены 28 законопроектов), поэтому многие сыскные бюро в Италии действуют без каких-либо санкций и разрешений. По некоторым оценкам, их количество достигает 5 тысяч.

В современных экономических условиях в России происходит, порой, неконтролируемый процесс приватизации сферы обеспечения безопасности: создание подразделений сыска и внешней охраны, отделов безопасности коммерческой деятельности, внутренних служб безопасности. В целом этот процесс присущ всем странам с рыночной экономикой и частнопредпринимательской деятельностью.

В национальной системе безопасности за рубежом эти органы выполняют как бы первую линию сигнальной системы о возможной подготовке преступлений и конкретной противоправной деятельности. Получив указанные сведения, частные службы безопасности, как правило, передают эту информацию в качестве первичного сигнала в центральные правоохранительные органы.

Таким образом, система безопасности в сфере борьбы с организованной преступностью имеет несколько уровней: первый - защита службами безопасности и охраны собственных ведомственных и фирменных секретов государственных и частных коммерческих структур; второй - организация оперативной разработки органами федеральных спецслужб.

Аналогичная ситуация сложилась сегодня в Канаде, Франции, ФРГ, Великобритании, Японии и других странах.

Резюмируя, отметим: за рубежом осуществляется довольно четкое распределение обязанностей между центральными, ведомственными и частно-предпринимательскими структурами, ведающими вопросами собственно контрразведки и обеспечения безопасности коммерческой деятельности.

http://www.rau.su/ob...N02_93/2_19.HTM

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость KAB

И в Росси давно пора расширить права частного детектива. Но у нас как то сложновато с этим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

Авторизация  

×