Перейти к содержанию
Lexx

Повышение профессиональной квалификации руководителей и сотрудников службы безопасности

Рекомендуемые сообщения

Повышение профессиональной квалификации руководителей и сотрудников службы безопасности

«Учение подобно гребле против течения. Как только перестаешь грести, тебя относит назад». Так сказал Бенджамин Бриттен (1913 – 1976 г.г.), композитор из небольшого английского городка Олдборо, автор опер «Питер Граймс», «Альберт Херринг», «Поворот винта», «Сон в летнюю ночь», а так же сочинений о детях и для детей. Вряд ли можно сказать убедительнее и понятнее детского композитора.

Учеба через всю жизнь - это аксиома, которая не требует доказательств. Потому что: «Способность, которая не усиливается каждый день, с каждым днем убывает» (Китайская пословица). Поэтому: «Тот, кто прекращает учиться, стар. И не важно, сколько ему лет – двадцать или восемьдесят» (Генри Форд, амер. промышленник, производитель автомобилей, 1863 – 1947 г.г.). Несомненно, получение знаний потребует серьезных финансовых затрат, но: «Что такое деньги? Они круглые и катятся в разные стороны, а вот образование остается» (Генрих Гейне, нем. поэт и публицист, 1797 – 1856 г.г.). Отсюда становится понятным, что: «Вложения в знания дают самую большую прибыль» (Бенджамин Франклин, амер. писатель и политик, 1706 – 1790 г.г.). Она выражается простой формулой: «Ученье – свет, а не учение – чуть свет и на работу!» (Автор).

И, так, – повышение квалификации, как одна из форм дополнительного образования взрослых. Ключевое слово в этом выражении – КВАЛИФИКАЦИЯ. То есть, мы заранее закладываем условие, что будем обучать человека, который имеет специальные познания в той или иной сфере деятельности, т.е. квалификацию. В нашем случае это сфера безопасности бизнеса.

Кто такой руководитель службы безопасности хозяйствующего субъекта и что входит в его функциональные обязанности?

Безусловно, что это хозяин безопасности, который играет важную роль в формировании устойчивой работы предприятия или фирмы путем своевременного предотвращения неправомерных посягательств и событий криминального и техногенного характера. Его деятельность характеризуется значительным спектром общения, доверительностью, специальными знаниями и навыками, и существенно отличается от других услуг по обеспечению безопасности.

Из этого следует, что на этом месте должна быть личность, которая уже обладает навыками, умениями, достаточным опытом и талантом специалиста человеческой дипломатии. И этой личности необходимо предоставить такой объем знаний, который обогатит её в своей профессиональной деятельности. К сожалению, действующие программы обучения не отличаются особой изысканностью.

Попытаемся изложить свои взгляды на указанную проблему посредством конкретных предложений по существу. Начинать надо с понятийного ряда основ корпоративной безопасности. Важно осознать, что совокупность условий существования хозяйствующего субъекта, которыми он овладел (постиг, усвоил, создал) в процессе его самореализации, и которые он, таким образом, в состоянии контролировать, есть безопасность субъекта, безопасность его деятельности. Отсюда следует важный вывод: безопасность — не есть состояние защищенности интересов субъекта, безопасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. Безопасность есть условия существования хозяйствующего субъекта, контролируемые им.

Находиться в безопасности — значит находиться в безопасных условиях, то есть в таких, которые хозяйствующий субъект в состоянии контролировать в процессе своей деятельности, в процессе своей самореализации.

Если безопасность — это безопасность деятельности, то ее классификация зависит от классификации последней.

Переходя в категорию экономической деятельности, можно говорить о важнейших условиях существования субъекта безопасности, это — ресурсы, требующиеся для удовлетворения потребности в самореализации субъекта (в выживании, существовании и развитии), и другие субъекты безопасности (т.е. для рыночных условий — конкуренты). Учитывая то, что ресурсы являются ограниченными, а потребности растут в связи с развитием и самореализацией экономического субъекта, то полное удовлетворение этих потребностей оказывается невозможным. Наличие другого хозяйствующего субъекта, имеющего свои собственные жизненно важные интересы и соответствующие им свои потребности, усложняет картину из-за стремления этого субъекта также воспользоваться ресурсами и их контролировать. При наличии сторонних ресурсов потребности двух и более хозяйствующих субъектов пересекаются в процессе их экономической деятельности, и возникает конфликт в отношении ресурсов — конкуренция.

Таким образом, безопасность одного хозяйствующего субъекта зависит от безопасности другого субъекта.

Если рассматривать субъекты безопасности не только в виде равнозначных по категориям, например, компания-компания или государство-государство, а в виде компания-личность, государство-компания, то можно вполне ясно представить себе, что конфликты интересов имеют место и здесь, усложняя общую картину взаимодействий.

Таким образом, можно заключить, что угрозы возникают из-за конфликта интересов по поводу обладания или контроля над ресурсами.

То есть, для того, чтобы обеспечить собственную безопасность необходимо ясное понимание конкурентов (в широком смысле) — источников угроз, их интересов, потребностей в ресурсах, а также наличия, количества и качества ресурсов, уже контролируемых конкурентом или имеющемся на рынке в том или ином виде.

Из этой идеи и вытекает роль информации как инструмента придания такого характера прямым и обратным связям между хозяйствующими субъектами непосредственного и ближнего окружения, при котором влияние одного субъекта на другой не вызывает в последнем опасного изменения его свойств и (или) состояния.

Отсюда, изучение, уяснение и оценка обстановки на охраняемом объекте и в его окружении становится безусловным правилом руководителя службы безопасности. Оно складывается из каждодневного изучения, уяснения и оценки своих сил и средств, сил и средств вероятных конкурентов, партнеров, рейдеров, криминальных структур в конкретной складывающейся ситуации на охраняемом объекте и в его окружении, а также элементов среды, в которой осуществляется контакт с перечисленными субъектами.

При этом деловая (конкурентная) разведка и деловая контрразведка по сути рассматриваются как инструмент и средство корпоративной безопасности.

Это - постоянный процесс сбора, накопления, структурирования, анализа данных о внутренней и внешней среде компании и выдачи высшему менеджменту информации, позволяющей ему предвидеть изменения в этой среде и принимать своевременные (упреждающие) оптимальные решения по управлению рисками, внедрению изменений в систему охраны и принятию соответствующих мер, направленных на удовлетворение будущих запросов потребителей и поддержание прибыльности компании.

Это постоянный контроль за состоянием кругов интересов и условий существования субъектов конкуренции, партнерства, рейдерских компаний и криминальных группировок.

Это - приобретение добровольных, заинтересованных или зависимых источников информации на охраняемом объекте и в его окружении (местных, внутренних, обращенных, обреченных, возвращенных источников).

Это - внедрение элементов интеллектуальной охраны, предусматривающей профессиональное прикрытие, которое незаметно для окружения, наличие специальных познаний по получению (собиранию и добыванию) упреждающей информации об угрозах для объекта охраны и незамедлительная её реализация по заранее отработанной схеме.

Это - применение ситуационного подхода в охранной деятельности, предусматривающего возможные варианты ситуаций на охраняемом объекте:

  • известно ЧТО похищено и КТО это совершил;
  • известно ЧТО похищено, но не известно КТО это совершил;
  • не известно ЧТО похищено и КТО это совершил.

Это - использование элементов системного подхода в охранной деятельности, который предполагает:

Система – есть средство решения проблемной ситуации.

Это - предупреждение преступлений на охраняемом объекте через создание адекватной окружающей среды, когда предупреждение преступлений в зависимости от момента формирования умысла классифицируется на профилактику, предостережение и пресечение.

Окружающая среда – это материальное и социальное окружение, с которым люди вступают в какие-то отношения для реализации своей практической деятельности.

Методика создания адекватной окружающей среды включает:

Это - идентификация и оценка рисков при организации охраны, которая выполняется по этапам:

1. Определение защищаемых объектов.

2. Определение критичности.

3. Определение угроз.

4. Определение возможности нападения.

5. Определение видов нападения.

6. Определение опасности нападения.

7. Определение уязвимости объекта.

8. Определение финансовых ограничений.

9. Определение требований защиты.

Это – соблюдение основ личной безопасности персонала частной охранной организации или службы безопасности.

При этом понятие экстремальной ситуации формулируется как лично особо значимая ситуация, в результате возникновения которой происходит забывание либо рассогласование ранее приобретенных приемов и навыков по обеспечению личной безопасности.

Алгоритм личной безопасности в применении к работникам частных охранных организаций и служб безопасности выглядит следующим образом:

Это – моделирование корпоративной безопасности хозяйствующего субъекта.

Бизнесу в современных условиях прожить в идеальном спокойствии, когда все ладится и спорится, невозможно. Законы рынка и конкуренция этого не позволят. Значит, надо быть готовым к любым неожиданностям.

Модель корпоративной безопасности любой фирмы схематически выражается просто. Элементы факторов риска (угроз) проявляются всегда в двух сферах, и обнаружить их можно, как правило, за пределами компании и в ней самой. Попытаемся спрогнозировать эти возможные угрозы. Случается, и нередко, что интересам фирмы противодействуют извне. Но эти ситуации просчитываются и довольно успешно. Достаточно разложить пасьянс с этими субъектами: партнерами, конкурентами, властью, правоохранительными органами, криминалом и уровень корпоративной безопасности налицо. Потому что корпоративная безопасность – это условия существования любого представителя бизнеса, контролируемые им. Отсюда, находиться в безопасности – значит находиться в таких условиях, которые контролируются в процессе деятельности фирмы, в процессе ее самореализации. Действия обозначенных выше субъектов неоригинальны, давно изучены и предсказуемы. А, значит, выработка противоядия - дело наживное. Риск в этих случаях всегда управляем и предсказуем. Но, при этом нужно помнить главное, – если вас атакуют, значит, имеют правильную ориентировку об условиях вашей безопасности. Делать подобное «вслепую» глупо и не продуктивно. Отсюда следует, что в вашем коллективе есть информационные позиции нападающих субъектов. Назовем этих субъектов «доброжелателями». Данные позиции могут приобретаться вашими «доброжелателями» путем привлечения к информационному сотрудничеству на возмездной основе, либо на основе зависимости отдельных представителей вашего персонала. Могут информационные позиции инициативно создаваться самими сотрудниками фирмы и продаваться «доброжелателю» как услуга.

Значит, угроза корпоративной безопасности все-таки происходит изнутри. Это очень важное открытие для собственника. Иначе и не бывает.

Факты воровства, мошенничества, разглашения коммерческой тайны и другой информации, склоки, сплетни, свары, подсиживание и другие умышленные действия персонала наносят ощутимый ущерб интересам бизнеса.

Фирменные пакостники и «шалуны». Что это за разновидность обитателей в корпоративных сообществах российской действительности? Что составляет основу и сущность творимых ими шалостей и пакостей? Существует ли реальный эффективный механизм противодействия подобной заразе и в чем его содержание? Стоит ли сразу бить тревогу и обращаться в правоохранительные органы или решить данную проблему как-то иначе? Для первого раза вопросов достаточно.

Попытаемся ответить на первый из них. Безусловно, это Ваши сотрудники. Ответ не устраивает? Конечно, информации маловато! Но, заметьте, сведения точны на сто процентов. Ведь в число сотрудников попадают: сам собственник, топ менеджеры, менеджеры, обслуживающий персонал, водители, охранники и т.д. Среди них можно выделить таких партнеров по ситуации как родственники, друзья, соучредители, враги, завистники, обиженные и наказанные, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, потенциальные нарушители трудовой дисциплины, страдающие от безденежья или неразделенной любви, желающие начать свой бизнес за ваш счет и др.

Второй вопрос требует лаконичного ответа. Это корысть, зависть, месть, разгильдяйство, долги, азарт, пьянство, наркозависимость и другие пороки, наличие которых в конечном итоге наносит ущерб интересам компании.

Ответ на третий вопрос требует рассуждений. Реальный эффективный механизм противодействия подобной заразе не прост, как может показаться на первый взгляд. Он требует ежедневного контроля за обстановкой на объекте бизнеса и в его окружении.

Если компания располагает штатными сотрудниками корпоративной безопасности, то вопросы отслеживания обстановки на объекте бизнеса и в его окружении, обучения персонала навыкам и приемам защиты от негативных проявлений «доброжелателей» и их последствий осуществляется системно. Все это находит свое отражение реальном документе о пропускном, внутриобъектовом режимах и защите информации в компании. Это является аксиомой в вопросах обеспечения корпоративной безопасности и у нормальных собственников не подлежит обсуждению.

Несоблюдение положений данного документа приводит к типичным видам злоупотреблений и правонарушений со стороны персонала фирмы:

Написанию и утверждению данного документа предшествует кропотливая работа по изучению, уяснению и оценке сил и средств корпоративной безопасности фирмы; изучению, уяснению и оценке сил и средств «доброжелателей»; изучению, уяснению и оценке состояния внешней среды обитания для указанных партнеров.

Положения пропускного, внутриобъектового режимов и режима защиты обязательны для неукоснительного исполнения ВСЕМИ членами коллектива фирмы, включая собственника и топ менеджеров. В противном случае этот документ практически будет ничтожен. Принцип «Делай как я!» в вопросах корпоративной безопасности – святое правило. Собственник в деле корпоративной безопасности – «Главный крысолов». Если он не будет ловить, то не будет ловить никто, только будет видимость корпоративной защиты. Но этого тоже не достаточно.

О том, что в компании или фирме необходимо проводить взвешенную и справедливую кадровую и социальную политику, чтобы не плодить себе «доброжелателей», ясно любому нормальному управленцу. Принцип «разделяй и властвуй» любят только искатели приключений на свою голову.

Последний способствует тому, что персонал обсуждает возникающие проблемы кадрового и социального порядка в так называемых «проблемных местах». «Проблемные места» в офисе вашей компании - это такие места, где наиболее часто собирается персонал или может уединиться. К ним можно отнести: места для курения и возле кофейного автомата, столовую, лестничную площадку, угол коридора, комнату психологической разгрузки, тренажерный зал, туалет и др.

Знание подобных междусобойчиков необходимо не для того, чтобы организовывать какие- либо мероприятия слухового контроля данных мест, что является безусловной глупостью, так как может дезинформировать, а для того, чтобы понять плюсы и минусы для корпоративной безопасности.

Плюсы «проблемных мест» очевидны. Это: снятие стресса (люди выговариваются, могут рассказать о наболевшем, дают друг другу советы, возможность поговорить о бытовых проблемах); дополнительный ресурс в решении рабочих проблем (в открытом пространстве офиса не всегда можно показать свою некомпетентность, открыть свои «карты», а в уютном и комфортном месте можно искренне расспросить о том, чего не знаешь); дополнительный источник получения карьерной информации (можно узнать что-то новое о руководстве и его кадровых планах, других сотрудниках, неформальных правилах поведения); возможность стать неформальным лидером (чаще всего в таких местах можно приобрести влияние благодаря своим личным качествам).

Знание минусов «проблемных мест» не менее значимо. Там возникают: интриги; конфликты; случайные контакты «лояльных» сотрудников с «опальными» и «неблагонадежными» личностями и автоматическое занесение первых в «черный список»; бессмысленно теряется время в пустых, бесполезных разговорах; весьма вероятно распространение сплетен, слухов, клеветы; вербовочные ситуации для болтунов, недовольных, неудовлетворенных.

За корпоративную безопасность в фирме должен отвечать весь персонал. При этом каждый сверчок должен знать свой шесток, т.е. отвечать за свое, которое прописано в должностной инструкции. В противном случае возлагать ответственность за защиту собственности и информации только на специалистов службы корпоративной безопасности безответственно и бесполезно. Служба безопасности должна координировать, обучать и направлять. С этим бы справиться.

Отсюда каждый сотрудник фирмы должен знать и понимать свой маневр в вопросах охранения корпоративных интересов. Без специальных знаний сделать это затруднительно.

Систематическое обучение персонала специалистами от безопасности всегда принесет свои плоды, если это обучение не формальное. Знание признаков и механизмов внутри корпоративных и внешних угроз интересам компании является реальным средством получения упреждающей информации, позволяющей собственнику и менеджменту принять оптимальное управленческое решение по профилактике, предотвращению и пресечению негативных последствий.

Выступление Председателя Попечительского Совета НП «Ассоциация Российских Детективов» профессора Зникина Валерия Колоссовича на 18-й Международной Конференции по безопасности «Как защитить себя и свой бизнес» 31 мая по 6 июня 2010 г. Лондон, Великобритания

Зникин Валерий Колоссович

Руководитель центра, доктор юридических наук,

профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Кемеровского государственного университета,

Член Российской Криминологической Ассоциации, Председатель попечительского совета и член Коллегии НП «Ассоциация Российских Детективов»,

зам. председателя редакционного совета журнала «Оперативник (сыщик)»,

полковник запаса ФСБ России.

www.znikin.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Одно такое выступление профессионала стоит десятка наших ничего не значащих мнений (пример: где так и не выяснили, что такое термин "конкурентная разведка" :icon_confused: )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Серьезный дядька....и я его приглашал на конференцию МОД....как хорошо, что у него не было времени...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Серьезный дядька....и я его приглашал на конференцию МОД....как хорошо, что у него не было времени...

Может и плохо, что у него не оказалось времени...

В Цирк иногда полезно сходить :wink: :rolleyes2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Одно такое выступление профессионала стоит десятка наших ничего не значащих мнений (пример: http://www.cis-detec...nie-k-terminam/ где так и не выяснили, что такое термин "конкурентная разведка" :icon_confused: )

Конкурентная разведка - это как "на перегонки". Значит сидят с десяток детективов, а напротив заказчик и говорит: ТОВАРИЩИ! разведайте-ка мне одну фирму. И этот десяток ломанулся на перегонки, кто первее, и, кто лучше это сделает. :icon_lol: :icon_lol: :icon_lol: :icon_lol: :icon_lol:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Конкурентная разведка - это как "на перегонки". Значит сидят с десяток детективов, а напротив заказчик и говорит: ТОВАРИЩИ! разведайте-ка мне одну фирму. И этот десяток ломанулся на перегонки, кто первее, и, кто лучше это сделает. :icon_lol: :icon_lol: :icon_lol: :icon_lol: :icon_lol:

и КАК сделает :icon_lol:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

и КАК сделает :icon_lol:

А ведь в действительности как это понять??? Это кто-то с экономического бизнеса перешёл на детективный и внёс эту лепту наверное. Конкуренция в фирме производителей - я понимаю. Тогда почему в гос. структурах нет конкуренции раскрытия преступлений, конкуренции рассмотрение дел в суде? :icon_lol: :icon_lol: :icon_lol: :icon_lol: :icon_lol:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...