Перейти к содержанию
Авторизация  
Сталкер

Как правильно обжаловать. Инструкция

Рекомендуемые сообщения

Как правильно жаловаться на действия (бездействие) тех или иных лиц, представляющих не только государство, но и предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, как отстоять свои права и законные интересы.

femida8_jpg_c377c0a8eb296d4f7212ae128c96cd06.jpg«Ох, эти чиновники»», «Ах, эта бюрократия»! Пожалуй, это самые мягкие высказывания граждан, по воле судьбы столкнувшихся с представителями государственного аппарата. Да и не только с ними – нередко желание «засудить» и т. п. вызывают у посетителей (читай: просителей) и работники, скажем, ЖЭКов или операторов телекоммуникационных систем, инспекторы БТИ, сотрудники банков и пр. «Судебно-юридическая газета» решила рассказать своим читателям о том, как правильно жаловаться на действия (бездействие) тех или иных лиц, представляющих не только государство, но и предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, как отстоять свои права и законные интересы.

Не только чиновники, но и любые должностные лица, представляющие, к примеру, частные предприятия, обязаны выполнять требования Закона «Об обращениях граждан». Вот только сами граждане, к сожалению, часто не знают, какие возможности предоставляет им этот Закон, а поэтому не могут грамотно отстоять и/или восстановить свои законные права.

Обратился в ЖЭК – не дают справку

Обивать пороги родного ЖЭКа можно до бесконечности, или, как минимум, до покупки и вручения коробки конфет местному клерку, который властным росчерком пера выдаст желаемый документ. А ведь гражданину не пришлось бы раскошеливаться на «презент» и тратить время на поклоны, знай он свои права.

Итак, если, к примеру, ЖЭК отказывает в выдаче справки о составе семьи, мотивируя это (разумеется, устно) тем, что у вас имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, следует знать, что, во-первых, каждому гражданину обеспечивается свободный доступ к информации, касающейся его лично, кроме случаев, предусмотренных законами (ст. 11 Закона «Об информации»). Во-вторых, никто не может ограничивать право лица на выбор форм и источников получения информации, за исключением случаев, предусмотренных законом, и субъект информационных отношений может требовать устранения нарушений его права на информацию (ст. 7 Закона «Об информации»).

Как видно, правда на стороне гражданина, поэтому при отказе в выдаче справки нужно написать заявление и направить его заказным письмом с уведомлением о вручении либо лично принести в ЖЭК и зарегистрировать в журнале входящей документации, получить копию с соответствующим номером и ждать решения вопроса, вернее, выдачи желаемой справки.

Следует отметить, что Закон «Об обращениях граждан» четко разграничивает понятия предложение (замечание), заявление (ходатайство) и жалоба. Несмотря на то, что все эти термины представляют собой обращения граждан в органы, к должностным лицам и пр., содержание каждого из них разное.

Так, предложение/замечание – это обращение, где высказываются совет, рекомендация касательно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также мысли о регулировании общественных отношений и т. д.

Заявление – это обращение с просьбой о содействии в реализации прав или сообщение о нарушении законодательства либо недочетах в деятельности предприятий, учреждений, организаций, народных депутатов, депутатов местных советов, должностных лиц. А ходатайство – это письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса и т. п. Очевидно, что указанные документы в деле выдачи справки не помощники.

В данном случае нужно писать жалобу – обращение с требованием восстановить права и защитить законные интересы граждан, нарушенные действиями (бездействием), решениями госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан.

Но важно знать положения ст. 7 Закона «Об обращениях граждан»: «Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются». Таким образом, еще одним шагом, так сказать, для подстраховки, может стать жалоба в местный исполком на ЖЭК, отказывающийся выдать справку.

Анонимки и повторные жалобы не рассматриваются

Закон «Об обращениях граждан» (ст. 4) устанавливает, что не все решения, действия или бездействие в управленческой деятельности могут быть обжалованы. В частности, жалобу можно подать в случае, если решением, действием, бездействием нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан); созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов; незаконно возложены на гражданина какие-либо обязательства или он незаконно привлечен к ответственности. Так, к примеру, если сотрудник банка отказывает в выдаче выписки по вашему счету (о движении денежных средств), налицо не только нарушение прав и интересов вас как клиента банка, но и создание препятствий для осуществления прав и свобод гражданина. Разумеется, такой отказ подлежит обжалованию.

Однако при этом следует понимать, что письменное обращение, не подписанное автором и без указания его места проживания, а также обращение, авторство которого невозможно установить, признается анонимным и рассмотрению не подлежит (ст. 8 Закона). Не рассматриваются и повторные обращения к одному и тому же органу от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое обращение решено по сути.

Последствия рассмотрения жалоб

Думается, напоминать о том, что законом гражданину предоставлено право пройти с жалобой «по инстанциям», не следует. Всем известно, что в случае неудовлетворенности решением нижестоящей инстанции всегда можно обратиться с жалобой на ее действия/бездействие в вышестоящую, вплоть до суда.

Вместе с тем, нужно понимать, что согласно ст. 12 Закона «Об обращениях граждан», нормы этого закона не распространяются на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовно-процессуальным, трудовым законодательством, законодательством о защите экономической конкуренции, законами «О судоустройстве и статусе судей» и «О доступе к судебным решениям», КАСУ.

Тем не менее, если ваша жалоба возымела эффект, но при рассмотрении были допущены нарушения требований Закона «Об обращениях граждан», у вас есть право на возмещение убытков, о чем, собственно, свидетельствует ст. 25 Закона. Так, в случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, принявшие неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему причиненные материальные убытки, связанные с подачей и рассмотрением жалобы, обоснованные затраты, связанные с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, а также утраченный за это время заработок.

Правда, споры о возмещении таких затрат рассматриваются в судебном порядке. Кроме того, в судебном порядке гражданину могут быть компенсированы и т. н. моральные страдания, т. е. возмещен моральный вред, причиненный неправомерными действиями или решением органа или должностного лица. Разумеется, размер возмещения неимущественных убытков в денежном выражении определяется, как обычно, судом.

Инфосправка

В заявлении/жалобе обязательно должны быть указаны:
  1. уполномоченный адресат;

  2. ФИО заявителя, его место жительства;

  3. суть жалобы/заявления;

  4. просьба или требования.

Жалоба или заявление должны быть подписаны заявителем. Обращение, оформленное с нарушением названных требований, возвращается заявителю с разъяснениями не позднее 10 дней со дня его получения. Если же вопрос не входит в полномочия получившего обращение органа/должностного лица, оно в течение 5 дней пересылается им по принадлежности соответствующему органу/должностному лицу, о чем сообщается заявителю.

Срок подачи жалобы

Жалоба на решение может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение 1 года с момента принятия обжалуемого решения, но не позднее 1 месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением этого срока, не рассматриваются, но при наличии уважительной причины срок может быть восстановлен.

Срок рассмотрения обращений граждан

Обращения граждан рассматриваются и решаются в срок, не превышающий 1 месяца со дня поступления, а обращения, не требующие дополнительного изучения – незамедлительно, но не позднее 15 дней со дня их получения. Если в течение месяца решить вопрос невозможно, срок рассмотрения продлевается на необходимый срок, устанавливаемый руководителем соответствующего органа/предприятия. При этом общий срок решения вопросов, поставленных в обращении, не может превышать 45 дней.

Права гражданина при рассмотрении заявления или жалобы

В соответствие со ст. 18 Закона «Об обращениях граждан», гражданин вправе:

  • лично излагать аргументы лицу, проверяющему заявление или жалобу, принимать участие в проверке жалобы/заявления;
  • знакомиться с материалами проверки;
  • подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, рассматривающим жалобу/заявление;
  • присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;
  • пользоваться услугами адвоката;
  • получать письменный ответ о результатах рассмотрения;
  • высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения;
  • требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушения установленного порядка рассмотрения обращений.

Автор: Юлия Габдуллина, «Судебно-юридическая газета» № 44 (162)

http://cripo.com.ua/?sect_id=7&aid=145846

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

Авторизация  

×